пятница, 4 октября 2019 г.

АНАТОМИЯ   задания к домашней контрольной работе для учащихся заочного отделения
специальности: 02 - 03 02 01 « Физическая культура»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет “Анатомия” изучается на 2 курсе заочного отделения, в течении 2 семестров. В установочную сессию начитывается материал и даются консультации по выполнению домашних контрольных работ. В зимнюю сессию
вычитывается большая часть предмета и, изучение курса заканчивается сдачей экзамена в весеннюю сессию.
В предмет входит 2 раздела: «Основы анатомических знании», «Анатомическая характеристика движений и положений тела человека».
Задачи предмета:
~ способствовать формированию у учащихся основных понятии о строении человеческого тела;
~ формировать материалистическое мировоззрение, позволяющее осмыслить сложность и функциональность здорового человеческого организма;
~ дать основы системного научного представления строении тела и характере движений и положений тела ;
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
~ основные анатомические понятия, термины и определения.
Учащиеся должны уметь:
~ характеризовать и анализировать основные системы органов человека;
~ правильно использовать полученные знания при устных ответах и написа­нии домашних контрольных работ;
~ использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;
Полученные знания должны способствовать формированию грамотных и компетентных специалистов, владеющих базовыми анатомическими знаниями.
  1. Методические указания к вариантам домашних контрольных работ
Вариант 1
1. Опорно-двигательный аппарат и его функции. Классификация и строение костей. Соединение костей скелета. Классификация суставов.
2. Мочевая система. Строение выделительной системы. Механизм мочеобразования. Регуляция функции выделения.
Методические указания
1.Необходимо дать общую характеристику опорно-двигательного аппарата, его строения и функций. Охарактеризовать многообразие строения костей. Виды соединения костей. Дать характеристику сустава, а так –же классификацию суставов по форме. Максимально проиллюстрировать ответ.
2.Охарактеризовать органы мочевой системы: почки, мочеточники мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Отметить особенности строения мужской и женской мочевой системы. Раскрыть сущность, роль и функционирование выделительной системы человека. Рассмотреть механизмы образования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема. Дать представление о строении нефрона и почки. Указать механизмы регуляции мочеобразования.
Вариант 2
1. Скелет человека, общий план строения и функции позвоночника. Возрастные особенности позвоночника.
2. Особенности строения женской половой системы. Наружные и внутренние женские половые органы. Овуляция и менструальный цикл. Возрастные особенности женских половых органов.
Методические указания
1.Дать определение скелета человека как опоры тела. Рассмотреть общий план строения черепа, позвоночника, поясов конечностей, верхних и нижних конечностей. Рассмотреть возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза.
2.Необходимо охарактеризовать женскую половую систему: яичники, матку, влагалище, наружные половые органы, их роль, динамику формирования в процессе онтогенеза. Гуморальная регуляция менструального цикла. Раскрыть сущность процесса овуляции. Важно указать на формирование яйцеклеток у девочек во внутриутробный период и необходимость бережного отношения к формирующемуся девичьему организму. Динамика и возрастные особенности функционирования женской половой системы.
Вариант 3
1. Мышцы. Топографическая характеристика мышц верхних и нижних конечностей. Функциональная характеристика мышц верхних и нижних конечностей.
2. Особенности строения мужской половой системы. Наружные и внутренние мужские половые органы. Возрастные особенности мужских половых органов.
Методические указания
1.Дать характеристику мышцам. Рассмотреть виды мышц по форме, строению. Представить топографическую характеристику мышц верхних и нижних конечностей. Охарактеризовать функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей.
2.Необходимо охарактеризовать мужскую половую систему: яички, половой член, их роль динамику формирования в процессе онтогенеза. Сперматогенез Раскрыть сущность процесса эякуляции. Динамика и возрастные особенности функционирования мужской половой системы.
Вариант 4
1.Анатомический анализ положений и движений человека. Характеристика положений и движений тела (бег, ходьба).
2.Основные особенности строения сердечно- сосудистой системы. Сердце- строение, свойства сердечной мышцы, работа сердца. Круги кровообращения. Закономерности расположения артерий и вен.
Методические указания
1.Охарактеризовать основные положения и движения тела: бег, ходьба, прыжок, жимы, висы, характеристика осанки, положение сидя, положение лежа. Значение опоры в движениях. Охарактеризовать группы мышц, участвующих в различных положениях тела и обеспечивающих движение.
2.Необходимо охарактеризовать особенности строения сердечно- сосудистой системы, строение сердца: предсердия, желудочки, перикард, миокард, эпикард, эндокард. Автоматия сердца – нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Ритм сердца: систола и диастола. Особенности строения сердечной мышцы. Охарактеризовать малый о большой круги кровообращения. Закономерности расположения артерий и вен (защищенность крупных сосудов организма).
Вариант 5
1.Строение и функции мышц головы и шеи. Специфика лицевых и мимических мышц.
2.Роль нервной системы в жизнедеятельности организма. Проводящие пут головного мозга, Периферическая и вегетативная нервная системы.
Методические указания
1.Охарактеризовать строение и функции мышц головы и шеи, специфику строения, количество. Перечислить основные мышцы. Охарактеризовать топографию лицевых и особенности прикрепления мимических мышц. Привести иллюстрацию мимических мышц.
2.Необходимо раскрыть охарактеризовать роль нервной системы в жизнедеятельности человеческого организма. Рассмотреть проводящие пути головного мозга, специфику периферической и вегетативной нервной системы, особенности их функционирования.
Вариант 6
1.Общая характеристика пищеварительной системы, строение, функционирование. Возрастные особенности пищеварительной системы.
2.Иммунная система человека. Строение лимфатической системы, лимфатические узлы, лимфатические структуры селезенки.
Методические указания
1. Ответ на данный вопрос необходимо начать с характеристики пищеварительной системы, ее роли, функции, значении .Охарактеризовать пищеварительные органы по строению, размеру и объему. Рассмотреть и охарактеризовать процесс пищеварения. Возрастные особенности пищеварительной системы.
2.Важно раскрыть понятие иммунитета, иммунной системы, ее составляющих. Охарактеризовать лимфатическую систему, ее роль и значение в организме. Состав лимфы, характер лимфотока. Локализация лимфатических узлов. Рассмотреть лимфатические структуры селезенки
Вариант 7
1.Дыхательная система. Строение органов дыхания. Обмен газов а легких и тканях. Роль коры больших полушарий головного мозга в регуляции дыхания.
2.Сердечно-сосудистая система. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и тонуса сосудов. Влияние коры больших полушарий на деятельность сердечно- сосудистой системы.
Методические указания
1.Охарактеризовать строение дыхательной системы: дыхательные пути, органы дыхания. Рассмотреть строение органов дыхания. Охарактеризовать обмен газов а легких и тканях, роли гемоглобина и оксигемоглобина. Раскрыть роль коры больших полушарий головного мозга, дыхательного центра в регуляции дыхания. Важно указать роль физического развития для увеличения жизненного объема легких.
2.Необходимо охарактеризовать особенности строения сердечно- сосудистой системы, строение сердца: предсердия, желудочки, перикард, миокард, эпикард, эндокард. Особое внимание уделить строению кровеносных сосудов. Автоматия сердца – нервная и гуморальная регуляция работы сердца и тонуса сосудов. Закономерности расположения артерий и вен (защищенность крупных сосудов организма). Влияние коры больших полушарий на деятельность сердечно- сосудистой системы.
Вариант 8
1.Органы кроветворения и иммунной системы. Костный мозг. Тимус, значение в жизнедеятельности человеческого организма.
2.Морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в онтогенезе.
Методические указания
1. Раскрыть понятие иммунной системы организма, виды иммунитета, особое внимание уделить врожденному иммунитету. Перечислить и охарактеризовать органы кроветворения. Подробным образом охарактеризовать строение костного мозга. Рассмотреть значение в жизнедеятельности человеческого организма тимуса, его роль в становлении иммунной системы.
2.Необходимо охарактеризовать эндокринную систему человека, топографию желез внутренней секреции, роль гипофиза в функциональном становление эндокринного аппарата в процессе онтогенеза.
Вариант 9
1.Эндокринные железы и их роль в формировании развития и жизнедеятельности организма. Гипофиз, гормоны гипофиза. Возрастные особенности структуры и функции желез внутренней секреции.
2.Мышци и фасции конечностей. Развитие и возрастные особенности скелетных мышц.
Методические указания
1. Раскрыть понятие иммунной системы организма, разнообразию строения желез внутренней секреции. Рассмотреть гипофиз, гормоны гипофиза. Возрастные особенности структуры и функции желез внутренней секреции.
2.Необходимо охарактеризовать мышцы и фасции конечностей Рассмотреть динамику развития скелетных мышц. Возрастные особенности
Вариант 10

1. Мышцы. Топографическая характеристика мышц верхних и нижних конечностей. Функциональная характеристика мышц верхних и нижних конечностей.
2. 2.Сердечно-сосудистая система. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и тонуса сосудов. Влияние коры больших полушарий на деятельность сердечно- сосудистой системы.
Методические указания
1.Дать характеристику мышцам. Рассмотреть виды мышц по форме, строению. Представить топографическую характеристику мышц верхних и нижних конечностей. Охарактеризовать функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей.
2.Необходимо охарактеризовать особенности строения сердечно- сосудистой системы, строение сердца: предсердия, желудочки, перикард, миокард, эпикард, эндокард. Особое внимание уделить строению кровеносных сосудов. Автоматия сердца – нервная и гуморальная регуляция работы сердца и тонуса сосудов. Закономерности расположения артерий и вен (защищенность крупных сосудов организма). Влияние коры больших полушарий на деятельность сердечно- сосудистой системы.

Вариант 11

1.Строение и функции мышц головы и шеи. Специфика лицевых и мимических мышц.
2.Роль нервной системы в жизнедеятельности организма. Проводящие пут головного мозга, Периферическая и вегетативная нервная системы.
Методические указания
1.Охарактеризовать строение и функции мышц головы и шеи, специфику строения, количество. Перечислить основные мышцы. Охарактеризовать топографию лицевых и особенности прикрепления мимических мышц. Привести иллюстрацию мимических мышц.
2.Необходимо раскрыть охарактеризовать роль нервной системы в жизнедеятельности человеческого организма. Рассмотреть проводящие пути головного мозга, специфику периферической и вегетативной нервной системы, особенности их функционирования.
Вариант 12
1.Функциональная анатомия органов дыхания. Возрастные изменения. Влияние физических упражнений на строение грудной клетки.
2. Органы кроветворения, строение и функции.
Методические указания
1.Охарактеризовать функции органов дыхания, физиологию дыхательных процессов. Возрастные изменения в дыхательной системе с рождения и до полного развития. Характер упражнений, влияющих на размер грудной клетки. Привести пример комплекса упражнений (10) для развития объема грудной клетки.
2.Необходимо охарактеризовать органы кроветворения: костный мозг, печень, селезенку. Рассмотреть процессы, происходящие в этих органах.
Важно рассмотреть отдельно форменные элементы крови и скорость их возобновления в организме. строение и функции роль нервной системы в жизнедеятельности.
Вариант 13
1.Роль нервной системы в жизнедеятельности организма. Проводящие пут головного мозга, Периферическая и вегетативная нервная системы.
2. Мочевая система. Строение выделительной системы. Механизм мочеобразования. Регуляция функции выделения.
Методические указания
1. Необходимо раскрыть охарактеризовать роль нервной системы в жизнедеятельности человеческого организма. Рассмотреть проводящие пути головного мозга, специфику периферической и вегетативной нервной системы, особенности их функционирования.
2.Охарактеризовать органы мочевой системы :.почки, мочеточники мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Отметить особенности строения мужской и женской мочевой системы. Раскрыть сущность ,роль и функционирование выделительной системы человека. Рассмотреть механизмы образования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема. Дать представление о строении нефрона и почки .Указать механизмы регуляции мочеобразования.
Вариант 14
1.Органы чувств. Орган равновесия(вестибулярный аппарат). Проводящий путь вестибулярного анализатора, развитие и возрастные особенности.
2.Череп. строение лицевого и мозгового отделов черепа. Соединение костей, топография. Возрастные и половые особенности черепа.
Методические указания
1. Перечислить все органы чувств и кратко охарактеризовать их. Особенное внимание уделить органу слуха ; наружное, среднее и внутреннее ухо. Подробно рассмотреть строение и функции вестибулярного аппарата Проводящий путь вестибулярного анализатора, развитие и возрастные особенности.
2.Необходимо охарактеризовать общий план строения черепа, представить иллюстративный материал. Охарактеризовать парные и непарные кости лицевого и мозгового отделов черепа. Указать виды соединения костей. Охарактеризовать динамику развития черепа с момента рождения, рассмотреть половые особенности черепа.
Вариант 15
1. Высшая нервная деятельность. Память, механизмы памяти. Типы нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека.
2. Пищеварительная система. типы пищеварения, механизм всасывания. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонкой и толстой. кишке
Методические указания
1.Дать характеристику высшей нервной деятельности. Рассмотреть механизмы памяти. Типы нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека.
2.Необходимо охарактеризовать особенности строения пищеварительной системы : ротовая полость, глотка, пищевод. Желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник ,толстая кишка, прямая кишка. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонкой и толстой. Кишке, механизм всасывания питательных веществ.
Вариант 16
1. Лимфатическая система. Роль в иммунной реакции организма. Участие в кроветворении. Характеристика лимфотока.
2. Активная и пассивная части двигательного аппарата. Работа двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега.
Методические указания
1. Охарактеризовать лимфатическую систему, состав лимфы, строение, локализацию лимфоузлов, роль в иммунной реакции организма, участие в процессе кроветворения. Характеристика лимфотока.
2. Рассмотреть активную (мышцы) и пассивную части двигательного аппарата. Особенности работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега( сокращение и напряжение различных групп мышц, фазы бега и прыжка).
Вариант 17
1. Проводящие пути центральной нервной системы. Роль в жизнедеятельности человека.
2. Классификация и общая характеристика внутренних органов.
Методические указания
1. Охарактеризовать рефлекторную дугу и проводящие пути центральной нервной системы. Показать их роль в жизнедеятельности человека .
2. Рассмотреть классификацию внутренних органов, дать их краткую функциональную характеристику: дыхательной системы, сердечно- сосудистой, пищеварительной, выделительной, половой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата .
Вариант 18
1. Периферическая нервная система. Черепные и спинномозговые нервы. Вегетативная нервная система.
2.Кости туловища и их соединения. Соединения позвонков, позвоночный столб, движения позвоночного столба. Осанка. Возрастные особенности позвоночника.
Методические указания
1. Дать характеристику периферической нервной системе, ее роли в жизнедеятельности человеческого организма. Перечислить и охарактеризовать черепные и спинномозговые нервы, их локализацию и функции.
2. Рассмотреть все кости туловища и виды их соединений. Особенности строения и соединения позвонков, позвоночный столб (характеристика), движения позвоночного столба. Дать определение осанки, указать на виды нарушений и профилактику нарушений осанки. Возрастные особенности позвоночника.
Вариант 19

1. Эндокринные железы и их роль в формировании, развитии и жизнедеятельности организма. Щитовидная железа. Паращидовиднные железы, надпочечники и их гормоны. Возрастные особенности структуры желез, изменения функций.
2. Кровь ее роль, функции строение и специфика элементов крови.
Методические указания
1. Охарактеризовать Эндокринные железы и их роль в формировании, развитии и жизнедеятельности организма. Щитовидная железа. Паращидовиднные железы, надпочечники и их гормоны. Возрастные особенности структуры желез, изменения функций.
2. Рассмотреть кровь, как соединительную ткань и ее роль в поддержании гомеостаза - постоянства внутренней среды организма ,иммунная функция крови. Подробно изложить характеристику элементов крови , их строение , функции и роль в организме.
Вариант 20

1.Кожа. Строение, функционирование и роль в жизнедеятельности организма. Кожная чувствительность.
2. Функции нервной ткани. Центральная нервная система- общая характеристика. Строение головного мозга. Возрастные особенности строения и развития головного мозга.
Методические указания
1. Описать строение кожи, ее слоев и функций. Роль кожи в процессе выделения, рецепторная функция. Кожная чувствительность .Обратить внимание на строение эпителия, потовых и сальных желез. Кожная чувствительность.
2. Рассмотреть функции нервной ткани. Строение и типы нейронов. Центральная нервная система- общая характеристика, локализация, размеры, вес спинного и головного мозга. Строение головного мозга: белое и серое вещество, кора больших полушарий. Возрастные особенности строения и развития головного мозга.
Вариант 21
1.Орган зрения. Зрительный анализатор, вспомогательные органы глаза. Оптическая система глаза. Проводящие пути зрительного анализатора. Развитие и возрастные особенности органов зрения.
2. Дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких, транспорт газов кровью.
Методические указания
1.Описать строение глаза, обязательно привести иллюстрацию с обозначениями. Охарактеризовать вспомогательные органы глаза: веко, ресницы, брови, слезные железы. Проводящие пути зрительного анализатора. Развитие и возрастные особенности органов зрения. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость.
2. Дыхание, анатомические характеристики. Значение диафрагмы, понятие «мужского» и «женского» типов дыхания Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких, транспорт газов кровью. Зависимость жизненного объема легких от физических упражнений.

Литература
  1. Леонтьев Н.Н.Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма.-М.,1976г.
  2. Сапин М.Р.,Шевцов Э.В. Анатомия человека. ,-Р н Д.,2004г.
  3. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. . Анатомия и физиология подростков .-М.,»Академия»2004г.
  4. Титова К.Т.,Гладышева А.А. Анатомия человека. ,-М.,1985г.
  5. Интернет-ресурсы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

        В НУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ                             https://www.youtube.com/watch?v=snKwylzu7mI&feature...